Разработка VR-приложений — никакой не rocket science!

Во время подготовки к запуску курса «VR-разработчик» мы неожиданно для самих себя столкнулись с одной проблемой: многие не понимают, что такое VR, какие перспективы развития у этой сферы, и в каких отраслях можно применить полученные знания. Поэтому мы собрали самые животрепещущие вопросы и адресовали их преподавателям этого курса — VR/AR разработчику Гарри Марковскому и Unity-разработчику Павлу Васютину.
Preview mg 2355
Автор статьи
Надежда Жигулёва
Стажёр Epic Skills
Дата
9 июля 2018
Рубрика
Интервью

Привет! Давайте знакомиться, расскажите о себе. Как вы попали в VR-индустрию?

Гарри: Привет! Моя работа изначально была не связана с IT. По первому образованию я журналист, потом перешёл на режиссёрский факультет и закончил уже именно его. В сферу разработки попал из телевизионной индустрии, где за 12 лет успел поработать практически на всех федеральных каналах. В какой-то момент пришёл к тому, что телевизионный трек для себя исчерпал.

И я начал искать себе какое-то новое применение. Когда Женя (прим.: Евгений Стройнов, CEO Contented) собирал команду, я совершенно случайно увидел пост о том, что они ищут человека под задачи, связанные с монтажом разных видов контента, с motion-дизайном. Мы встретились, и когда Женя мне рассказал, что планирует заниматься созданием онлайн-курсов по VR, я моментально согласился. Эта работа позволила мне развиться в совершенно новом направлении: сейчас я занимаюсь исследованиями и разработками в области дополненной и виртуальной реальности.

Павел: Да, привет! По специальности я прикладной математик, ещё в университете я познакомился с Unity, поэтому меня пригласили поработать над разработкой одного приложения. В это время Google только выпустил свой первый SDK (прим.: software development kit, комплект средств разработки, который позволяет создавать приложения для определённого пакета программ) для мобильных телефонов; появилась новая индустрия — виртуальная реальность. Один друг мне сказал: «Тут есть новая технология. Давай попробуем сделать небольшое приложение. Так мы познакомимся с индустрией и покажем себя».

Мы начали с чего-то вроде роллеркостера, где ты садишься, ничего не делаешь и просто «едешь» по американским горкам. В процессе мы увидели, что таких приложений уже много и переключились на Tower Defense от первого лица в VR. Так, постепенно, мы начали делать всё больше приложений и публиковать их в Google Store, нашли инвестора и стали заниматься чем-то вроде подряда: выполняли заказы людей и компаний.

Так чем же занимается VR-разработчик?

Гарри: Не зря же говорят, что это — «профессия будущего». Ещё нет никакой традиции и канонов в профессии! Мы вместе с людьми, которые закончат курс и станут нашими коллегами, делаем будущее. Да, всё что касается VR и AR до сих пор находится на уровне исследования. Похожая история была в начале XX века, когда только зарождался кинематограф: Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн задали вектор развития кино. Сейчас мы считаем их работы канонами кинематографа, а тогда они были первопроходцами.

Будущий VR-разработчик может пойти разными путями. Человек, склонный к системному мышлению и упорядочиванию, будет работать с кодом, писать скрипты, программировать механики работы приложения. Человек, склонный к творчеству, может стать гейм-дизайнером и создавать виртуальную среду, модели и арт к этой среде. Возможно, человек, закончив курс и придя в стартап, со временем станет тимлидом, будет заниматься генерацией творческих идей. Главное — получить базу знаний, а дальше уже выбор за человеком.

Павел: А по-моему, это обычный программист, который просто знаком со спецификой виртуальной реальности. Приложение виртуальной реальности — то же приложение, но с учётом того, что у тебя надет шлем, и у пользователя есть возможность крутить головой. Просто не при помощи мышки, а при помощи своих мышц.

Сложно обучиться магии VR?

Павел: В VR, как и в любой работе, пока ты сам не разобрался и не попробовал что-то сделать, всё выглядит как магия. Разработка VR-приложений — никакой не rocket science! Важно уловить основные принципы взаимодействия с окружением и придерживаться уже отработанных практик, связанных с тем, как должен ощущать себя пользователь, например, нельзя его резко трясти, чтоб не вызвать у него приступ эпилепсии. Всё, после этого процесс разработки превращается в обычный проект с небольшой поправкой на взаимодействие, и на то, что к пользователю надо относиться немного бережнее.

Гарри: Могу точно сказать, что обучение требует желания и терпения. Нужно просто заниматься и быть целеустремленным.

В какие сферы сейчас внедряют VR-технологии и для чего?

Гарри: Технология достаточно новая, бизнес только начинает вкатываться в эту историю. Сейчас вышел Oculus GO, последние беспроводные гарнитуры становятся дешевле и всё больше пользуются популярностью. Люди по-прежнему хотят развлекаться, поэтому игры развиваются в первую очередь.

Павел: Согласен, игровой рынок — основной для проектов в виртуальной реальности. Это компьютерные или мобильные игры. Наверное, это можно объединить просто в один большой сегмент: индустрия развлечений. К примеру, в парках аттракционов в дополнение к обычным горкам используют VR-шлемы, чтобы усилить ощущения посетителя.

Можно также выделить сегмент медицины.

Гарри: Да, виртуальную реальность применяют и при подготовке к сложным операциям, и для отработки навыков хирургов, а ещё — для психологической реабилитации переживших стресс.

Есть классный российский стартап, называется VR MED. Они разработали свой собственный шлем именно для медицинских целей, в офтальмологии, для диагностики глазных заболеваний.

Сейчас VR очень серьёзно внедряют в корпоративное обучение. Например, когда нужно обучить механика буровой вышки работе со сложным оборудованием, а само оборудование в единственном экземпляре, только в каком-то определенном месте. Ещё VR поможет, когда нужно проверить, как хорошо сотрудник запомнил алгоритм выполнения работы. У компании Cerevrum есть отличный (правда, закрытый) кейс для Сбербанка — они разработали обучающее приложение, которое помогает сотрудникам развивать эмпатию, лучше понимать своих клиентов. И, как результат, повысить качество обслуживания.

Мне кажется, что через какое-то время очень крутым станет сторителлинг в VR. То телевидение, к которому мы привыкли, будет заменено смешанным форматом иммерсивного сторителлинга в VR-очках. Тогда можно будет смотреть историю и при этом иметь возможность воздействовать на сюжет: погружаться в него, быть героем, управлять его развитием.

А ещё VR активно используется в индустрии порно. Думаю, что и там эта история получит серьезное продолжение :)

И, естественно, — в соцсетях: Facebook уже создал соцсеть в виртуальной реальности. Есть приложение VRChat, где можно создавать аватары разной степени идиотизма и общаться с пользователями со всего мира.

Что происходит на рынке VR в России?

Павел: В России много компаний, которые занимаются всякого рода железом для VR, перчатками, даже шлемами, не обращая внимания на то, что есть HTC и Oculus. У нас как всегда очень силён сегмент инди-разработки, то есть таких небольших несложных приложений для мобильных телефонов, для HTC Vive или Oculus Rift. Известный факт, что в России пока нет AAA-разработки, серьёзных, дорогостоящих блокбастерных проектов.

Гарри: У нас, объективно, происходит гораздо меньше, чем на Западе. Тусовка VR в России ощутимо меньше, но я надеюсь, что за счёт студентов, которых мы готовим, она увеличится. Игровых проектов не очень много, активнее всего сейчас развивается рынок обучения. Мы уже говорили, что есть много классных кейсов в корпоративном обучении, но они недоступны рядовому пользователю.

Павел: Да, людей, у которых есть шлем виртуальной реальности, с каждым годом всё больше. Есть пользователи, аудитория, а для них нужен новый контент — спрос на приложения есть.

Насколько VR-разработчики востребованы?

Гарри: Я не мониторю регулярно вакансии, но постоянно держу связь с коллегами и слежу за тем, что происходит в сообществе. Из тех, с кем я общался последний год, могу назвать около десяти компаний, CEO или директора которых пишут и спрашивают, есть ли у нас выпускники, желающие поработать. Говорят: «У нас есть вакансия, мы готовы брать прямо сейчас». Таких вопросов я получаю несколько в месяц как минимум. И это только от моих знакомых. Потребность, безусловно, существует.

Павел: Мне кажется, что VR-разработчики сейчас нужны в стартапах. То есть, если какой-то компании, вроде Газпрома, нужен будет проект в виртуальной реальности, они, скорее всего, обратятся в студию разработки. Эти студии обычно и являются стартапами.

На чём работает VR-разработчик?

Гарри: Есть два самых популярных движка: Unity, на котором работаем мы, и Unreal Engine. Спор, какой из них лучше, даже не стоит начинать. Это просто два игровых движка, каждый со своими плюсами и минусами. Кроме этого используются наборы средств разработки для того, чтобы работала именно технология виртуальной реальности. Эти SDK выпускают разработчики шлемов, чтобы твоё приложение могло взаимодействовать со шлемом и правильно там работало.

Павел: Я ещё пользуюсь фотошопом, чтобы не быть сильно привязанным к художникам, не занимать их время рисованием какой-нибудь заглушки для интерфейса. И круто на базовом уровне быть знакомым с каким-нибудь трёхмерным редактором: Maya, Blender или 3ds Max. Уметь сделать в них несложную фигуру: стул или комнату.

Какие полезные ресурсы посоветуете начинающим?

Гарри: Сейчас существует огромное количество справочных ресурсов и литературы. В онлайне — это, в первую очередь, форум на нашей образовательной платформе и наш телеграм-канал https://t.me/vr_contented. Там можно получить помощь и поддержку как от студентов, так и от преподавателей курса. Есть форум Unity, у них огромное количество тем, где можно задавать вопросы, получить дополнительные знания. Здесь важно общение с живыми людьми, с живыми экспертам. Короче, задавайте умные вопросы, получайте умные ответы :)

Нужно понимать, что мы стоим на старте долгого и интересного пути, по которому будут развиваться VR и AR. У нас в руках материал, с которым мы экспериментируем, нет правил или гайдов. Есть только статьи, немного исследований и опыт людей, которые уже что-то сделали. Я знаю, что ребята из WOW Lab в Минске серьезно занимаются исследованиями пользовательского взаимодействия именно в виртуальной реальности. Там работает Павел Совушкин, он планирует написать книгу на эту тему. Если всё получится, то это будет первое подобное исследование пользовательских взаимодействий и UI в VR.

Назовите несколько примеров классных VR-проектов.

Гарри: Самое классное по визуалу — пока что игровые проекты. Многие крупные издатели адаптируют под виртуальную реальность хиты вроде Doom или Skyrim, естественно, там ты получаешь очень крутой experience. Есть и релизы, выпущенные специально под VR. Давайте назову несколько, в которые я рублю периодически:

Superhot VR Pavlov VR

Serious Sam VR

Dreadhalls

Job Simulator

Крутых проектов становится всё больше и больше. Мониторьте Steam :)

С мобильным VR дела обстоят хуже из-за технических ограничений. Но и тут есть свои хиты. Очень рекомендую всем пользователям Android Whispering Eons — очень неплохой бесплатный квест от первого лица, в духе старого доброго киберпанка. Кто играл в Deus Ex, тот всплакнет. А самое крутое — игру делает один (!) разработчик-фанат (я с ним даже начал переписываться). В мобильном VR пока ещё очень пусто, так что у каждого есть шанс сделать хит.