Расширяйте кругозор и не делайте фигню
Леонид Николаев и Денис Ильин в 2009 году открыли студию BreadHead и за короткое время прошли путь от энтузиастов-самоучек до экспертов в создании интернет-магазинов. В интервью Epic Skills они объяснили, почему проектирование сервисов по продаже презервативов прокачивает сильнее, чем работа в крупном стартапе, и рассказали, чем заманивают к себе избалованных вниманием соискателей. (Спойлер: у Breadhead есть свой бар!)

Привет! Спасибо, что позвали в гости. Расскажите, с чего вы начинали?
Леонид: Начали мы в 2009 году практически случайно: меня уволили с должности продавца-консультанта в «Титанике». Оставшись без работы и осмотревшись по сторонам, я увидел, что есть компании, которые делают сайты за 60-70 тысяч рублей. Мне казалось, что это буквально золотая жила. Я с детства немного программировал, и подумал: Почему бы мне не заняться этим? Денису предложил вспомнить навыки рисования: мол, ты будешь рисовать, а я буду программировать, мы за три дня будем делать сайт, продавать его за 70 тысяч и получать много денег. Так всё и началось.
Денис: Первый сайт, который мы хотели сделать — это, естественно, сайт нашей студии. Была оригинальная задумка: нарисовать что-то акварелью, потом отсканировать — тогда уже были сканеры — и выложить в качестве своей страницы. Мы самоучки, начинали с нуля, всему учились сами. Видимо, мы просто хорошо впитывали информацию из интернета. И вот результат. Пока всё идет неплохо.
Скажи, чего вы сейчас достигли, в чём вы реально классные, может быть, лучше всех?
Денис: Я считаю, что мы почти лучше всех, кто делает интернет-магазины, по соотношению «цена/качество». Я знаю всего несколько студий, которые делают лучше. Есть компании совсем топовые, которые просто обязаны делать очень крутые проекты, и по-другому не могут. Мы же, при своей цене немного выше среднего, делаем всё почти на их уровне.
Леонид: Чего мы достигли? Например, наши проекты посещает 600 000 человек в месяц. Я думаю, что это можно считать достижением. Совсем-совсем недавно мы сделали адаптивный сайт, довольно крупный интернет-магазин.
Денис: Да, адаптивные сайты сейчас, конечно, не редкость. Но если рассматривать интерфейсные продукты, сложные, с большим количеством элементов, их очень редко делают полностью адаптивными. Обходятся мобильной версией, версией под планшеты и другие устройства. Мы же смогли сделать именно полноценный адаптивный магазин с соответствующим функционалом.
Расскажи, сколько человек работает в студии сейчас?
Леонид: Сейчас у нас работает 11 человек. Есть две открытые позиции, так что скоро будет 13. Среди нас два дизайнера, три программиста, два менеджера, проектировщик, верстальщик, арт-директор и я, не знаю, как себя назвать. Я занимаюсь и развитием, и внешними коммуникациями, но все ещё программирую. Все в одном лице.
« Для нас важно, чтобы цели человека, его планы на будущее совпадали с нашими »
Нужно уметь хорошо работать. Каким бы прекрасным не был человек, если он не умеет работать, он нам не подойдет. Во-вторых, нужно быть приятным человеком, с которым…Ты же понимаешь, мы общаемся с сотрудниками две трети нашей жизни. Нам нужно, чтобы это были приятные люди, не только профессионалы, чтобы с ними можно было сходить в бар и круто провести время.

Переходя к вопросу о найме сотрудников: у вас наверняка, кроме приятностей в общении, есть еще и задания, проверки, каверзные вопросы для претендентов?
Леонид: У нас не самый большой опыт в плане найма и собеседований. Тем не менее, мы выработали тестовые задания для программиста, которыми можем гордиться, они довольно необычные, хитрые. Насчет дизайнеров: в Петербурге слишком сложная ситуация с кадрами. Так что никаких заданий. Только портфолио, личное общение и проверка «на поле боя». Только так можно понять, насколько мы подходим друг другу и насколько человек вообще способен влиться в коллектив.
Денис: Для нас важно, чтобы цели человека, его планы на будущее совпадали с нашими. Чтобы мы могли дать ему то, что ему нужно, и наоборот. Тогда получается плодотворное сотрудничество. Нам нужны навыки сотрудника, а предложить взамен мы можем зарплату, офис и возможности для развития в интересующем его направлении.
Если человек через пару лет хочет запустить свой стартап, мы скажем: «Окей! Тебе понравится у нас работать! Ты можешь залезать в любые вопросы, и не только в своей сфере. Ты можешь видеть, как работают проекты, изучать их и наш бизнес изнутри, иметь доступ к аналитике и, соответственно, учиться! Если ты дизайнер, ты можешь не только рисовать, но и попробовать разобраться в бизнес-моделях и в других встречающихся нам вещах. Мы никогда не против быть полезными друг другу».
Кстати, у нас каждую пятницу почти что бар в студии, на первом этаже, даже ходить далеко необязательно. Почти открытый вход — нужно лишь заранее созвониться или написать нам по скайпу. Так что в пятницу наши двери открыты, и здесь обычно жарко. Мы собираемся и что-нибудь отмечаем, или проводим турнир по настольному теннису. Кроме того, хотя мы работаем недавно и коллектив небольшой, есть бывшие сотрудники. Мы дружим, и они приходят на все наши праздники. Действительно дружная атмосфера.

Скажи, по каким каналам вы находите сотрудников? Соцсети, хантинговые сайты, через знакомых?
Леонид: Сегодня сотрудников вообще всем не хватает. Так что мы используем вообще все каналы, до которых можем дотянуться. Недавно пришло осознание, что нужно не выкладывать вакансию и ждать звонков, а самим смотреть резюме и искать кандидатов. Если это дизайнеры то, понятно дело, на Revision, Behance. Если программисты — проще встретить на hh.ru, в Моем круге можно найти толковых ребят. И бомбить их предложениями. Это единственный работающий вариант. Мы так за два дня закрыли вакансию программиста, хотя программистов не хватает всем и всегда. Стоило лишь проявить инициативу. Почему-то соискатели в Петербурге избалованы вниманием, они привыкли ждать отклика и сами редко идут на контакт.
Когда ты пишешь программисту «Давай, парень, иди к нам работать», что ты предлагаешь?
Леонид: Для каждого соискателя есть несколько важных пунктов: команда, проекты, условия работы. И я всегда пишу о том, что им будет интересно. Наша сильная сторона — проекты. Они действительно сложные: и в плане дизайна, и с точки зрения проектирования, программирования.
Ещё мы рассказываем о команде и о мелких, но приятных бонусах типа «соньки», кикера, отдыха в пятницу и так далее. Иногда оказывается, что наши проекты обладают какой-нибудь интересной бизнес-моделью. Например, сейчас мы делаем сервис по продаже презервативов по подписке. Довольно странная, кстати, штука :)

Денис: На самом деле там не только презервативы. Ещё галстуки прикольные, носки и так далее. Будет внутренний клуб, подписка. В этом проекте мы не просто делаем сайт, а помогаем автору с концепцией, с названием, логотипом, лэндингом. Сегодня мы можем удивить большинство наших гостей, поскольку делаем не только интернет-сервисы, но и несколько подписочных клубов.
« Всем людям нужна какая-то мерка, которой они измеряют успешность своей работы. В нашем деле самая простая мерка, как ни странно, — деньги »
Какой у вас типичный цикл работы над проектом? Что происходит после первого звонка клиента?
Леонид: После первого звонка клиента мы пытаемся его отсеять. Сначала по цене пытаемся понять, есть ли у него деньги на продолжение общения. Задаем несколько уточняющих вопросов и скидываем ссылку на презентацию с расценками. Если после этого клиент не уходит, в течение нескольких недель ведем с ним переговоры. Это делаю я совместно с руководителями проектов. Рассказываем об условиях, обсуждаем, что мы можем предложить, составляем план работы. После заключения договора с клиентом работает проектировщик.
Денис: Например, в команде обычно работает руководитель проекта и проектировщик, иногда подключаюсь я — несмотря на должность арт-директора, на процесс проектирования я тоже влияю. Три человека проводят интервью с клиентом несколько раз, формируя некую стратегию, прорабатывают сценарий, распределяют пользователей и пишут план. Потом проектировщик уже подробно отрабатывает сценарии и проектирует экраны будущего сервиса или сайта.
Леонид: Всё это время дизайнер под руководством Дениса делает дизайн-концепцию этого сервиса. Одна-две страницы без привязки, просто чтобы передать look and feel. После согласования с заказчиком всех этих результатов, мы выставляем сметы на разработку и отрисовываем макеты всех страниц, все экраны, все состояния — это делает дизайнер. Дальше верстальщик верстает, программист программирует. После мы всеми нашими силами пытаемся готовый сайт сломать. Это, наверное, самое узкое наше место. Жутко не хватает тестировщиков, которые могли бы проверять работу вместо программиста и менеджера.
Итак. Вы задаете своим сотрудникам вопрос, где они себя видят через два-три года. А что бы Вы ответили сами?
Леонид: Я вижу себя с одной стороны здесь, но в другом формате. Я надеюсь, что у нас получится заработать немного денег на реализацию собственных проектов. Суммы с 5-6 нулями пока в свободном доступе нет. Поэтому, я вижу нас, во-первых, лидерами разработки e-commerce в России, а во-вторых – компанией, которая запускает собственные проекты. Всем людям нужна какая-то мерка, которой они измеряют успешность своей работы. В нашем деле самая простая мерка, как ни странно, — деньги.
Если говорить об идеях, которые мы хотим реализовать — это больше некоммерческие, просто прикольные стартапы. И коммерческие, само собой. Если мы что-то сейчас продаем нашим клиентам, то спустя время запустим что-то своё. У нас нет людей, которые выполняли бы только административные функции. И не было. Мы сами работаем программистами, дизайнерами и руководителями проектов, и поэтому понимаем, что нужно, чтоб это было делать приятно. У нас в студии равенство, насколько это возможно. А ещё у нас есть интересные проекты и ориентированность на качественный результат.
Дайте три совета тем, кто сейчас собирается стать интернет-разработчиком и встать на этот путь. Три напутствия, мотивационных совета, принципа жизни от Breadhead.
Леонид: Представьте себе конечные цели — куда вы хотите прийти. Большинство людей не знает, чего они хотят. Ищите сильную команду, где вы сможете учиться. И не делайте фигню какую-нибудь, делайте только хороший и качественный продукт. Не гонитесь за деньгами — но за приятным времяпрепровождением, хорошими проектами и другими такими же нематериальными вещами.
Спасибо большое. Может быть, вы хотите ответить на какой-нибудь вопрос, который я не задал? Какой вопрос вы хотели услышать и не услышали?
Леонид: Я хотел бы сказать, что нужно идти в заказную web-разработку, а не в какой-нибудь стартап типа Фотостраны. Мы занимаемся разными проектами из разных сфер, а это заметно расширяет кругозор, а если ты работаешь в одной сфере и всё время делаешь один и тот же лэндинг – твой кругозор остается на одном и том же уровне на протяжении очень большого времени. Реализуя даже технически несложные проекты, ты можешь наблюдать и анализировать поведение пользователей, психологию маркетинга, бизнес-модели. Этого не даст большая корпорация и софтверные компании.
Большое спасибо вам за интервью. Приходите к нам учиться! А мы будем рады кого-нибудь отправить к вам.