Начинающие специалисты лучше талантливых самоучек

Тебя все знают как одного из учредителей креативного агентства Red Keds. Расскажи, с чего ты начинал, какие первые шаги делал, откуда брал начальные знания?
Меня мало кто знает как учредителя Red Keds. В компании я занимался внутренними организационными делами и никогда не был публичным человеком. Конечно, меня знают на рекламном рынке, но за его пределами вряд ли.
В Red Keds я пришёл в 2005 году, агентство тогда только начинало существовать, его запустили Виталик Быков и Валера Гольников. Бизнес очень быстро развивался, ребята одновременно выполняли роли и менеджеров, и креативщиков, но каждый хотел фокусироваться на том, что у него получается лучше всего. Поскольку я работал дизайнером и брал всё больше работы и ответственности на себя, то со временем начал заниматься развитием дизайн-направления.
В какой-то момент я начал расти как арт-директор. Целых полгода у меня была ломка, было сложно оставить роль исполнителя и перейти к управлению. Такое нужно сначала осознать. Потом ещё год ушёл на полное отключение от разработки дизайна и рисования чего-либо. В итоге я полностью переключился и начал управлять отделом дизайна, заниматься поиском и развитием людей, мотивацией, стратегией развития отдела. Со временем я взял на себя достаточно много ответственности, поэтому Виталик предложим мне стать соучредителем компании.
« Помощь начинающим специалистам в получении востребованной профессии — это то, что мы делаем сейчас и то, чем хотим заниматься в дальнейшем »
В 2013 году я инициировал большую работу по реструктуризации компании: до этого коллектив был разделен по отделам, а я предложил концепцию, в которой все должны работать по командам. Мы долго искали подходящую структуру и пришли к такому варианту: одна команда ведёт одного клиента, она практически закреплена за клиентом, в каждой команде может быть от четырёх до десяти человек. Такая структура работы помогла нам сделать «Кеды» управляемыми с точки зрения бизнеса.
А начальные знания брать было неоткуда, развивался на своих ошибках, на ошибках партнёров. Очень хотелось бы, чтобы тогда кто-то помог и поделился этими знаниями.
Сейчас ты вкладываешь много сил в развитие проекта Contented. Расскажи о нём. Что натолкнуло тебя на мысль заниматься образованием?
В 2010 я уехал жить в Штаты, где пытался понять, чем хочу заниматься в будущем. В итоге я сформулировал свою миссию так: «помогать молодым людям осознанно принимать важные для жизни решения». Такая помощь очень сильно нужна подросткам. Часто они руководствуются мыслями вроде «пойду в этот ВУЗ с друзьями за компанию», «родители настаивают на этом факультете» и всё в таком духе. Эта аудитория очень интересная, потому что им действительно нужно дать правильное направление. Например, если хочешь работать в IT, обязательно нужно заниматься самообразованием, один ВУЗ не даст необходимые навыки. Молодым людям нужны быстрые программы, которые позволяют добрать необходимые скилы и начать практиковаться, формировать свой индивидуальный трек развития.
Мне хотелось сделать проект, который поможет людям попробовать свои силы в разных профессиях, понять, что им ближе всего, начать грамотно и осознанно выстраивать карьеру. Помощь начинающим специалистам в получении востребованной профессии — это то, что мы делаем сейчас и то, чем хотим заниматься в дальнейшем. Это немного отличается от моей личной миссии, но по-прежнему близко по духу и помогает понять молодую аудиторию.
Ты сказал, что на какое-то время уезжал в США. Расскажи об этом подробнее.
Изначально я поехал в Штаты с идеей открыть там филиал Red Keds. Но когда приехал, поступил сразу в два университета и, естественно, ни о каком филиале уже не мог думать — обучение занимало всё мое время. Я пошёл в рекламную школу Miami Ad School и в местный институт в Сан-Франциско City College, где изучал режиссуру.
Мне было интересно понять структуру, логику, подход к обучению людей. Главное, что я вынес из этого в плане обучения — это то, что информация, которую дают студентам в Штатах, часто очень близка к реальности, к тому, как работают люди из индустрии. Им шаг за шагом, очень последовательно и структурированно рассказывают об их будущей работе, обо всех этапах и процессах.
В итоге выпускник становится ценным кадром для компании-работодателя. И он более ценен, чем просто талантливый парень-самоучка. Когда выпускник придёт на работу, ему не нужно будет рассказывать, как работает компания. Он будет работать как часть механизма, потому что все производственные этапы были пройдены во время обучения.
А как обстоят дела с образованием в России?
В нашей стране сейчас кардинально другая ситуация. Например, не существует профессионального образования для дизайнеров интерфейсов. Абсолютное большинство ребят — самоучки. На это можно смотреть по-разному, но это всегда кот в мешке.
Представьте себе ситуацию, когда к вам на работу приходит талантливый специалист с крутыми работами в портфолио. Через какое-то время вы понимаете, что он срывает все сроки, не знает, как работать с командой, не может выдать гарантированный результат, потому что ему нужно вдохновение. И это довольно распространенная ситуация, которая повсеместно встречается в крупных компаниях. Контролировать талантливых самоучек очень сложно, поэтому мне как владельцу бизнеса выгоднее брать начинающего специалиста, но с правильными мозгами и правильной структурой в голове. Поэтому многие бизнесы сейчас стараются зайти в институты и вести свои уроки.
Целью проекта Contented было и остается донесение структурированных знаний и постепенное наращивание hard skills — профессиональных навыков. Чтобы, приходя в компанию, выпускник мог легко встроиться в рабочие процессы и понимал свой путь развития.

Сейчас ты тестируешь обучение по смешанной модели, при которой студент учится сначала онлайн, а потом ходит на очные занятия с преподавателем. Почему ты считаешь её перспективной?
В последнее время я стараюсь общаться больше с зарубежными коллегами, потому что в российском онлайн-образовании и в образовании вообще наблюдается огромная черная дыра. В мире много разных моделей обучения, и чаще можно встретить тех, кто пробует сделать что-то новое, что-то более эффективное — как с точки зрения обучения, так и с точки зрения бизнеса. В России люди пока боятся экспериментировать — ведь эксперимент стоит больших денег, — поэтому все стараются думать больше о бизнесе и при минимальных заморочках выходить на рынок, спрос-то есть.
Смешанная модель обучения обсуждается сейчас повсеместно, многие находят её очень эффективной. Онлайн-формат удобен тем, что человек может учиться в любой точке мира, встраивая образование в рабочий график. Но кому-то не хватает самоорганизованности и мотивации, а кто-то не может полноценно совмещать учёбу с работой.
« Система „Blended Learning“, которую мы сейчас запускаем, — это инновация в профессиональном обучении »
Смешанная система хороша тем, что, с одной стороны, у студентов есть онлайн-часть с гибким графиком обучения, а с другой — офлайн-занятия с общением, возможностью задать вопрос преподавателю и получить недостающую практику. Это идеальная схема: смотришь видеоуроки, делаешь задания и тесты, а потом встречаешься с преподавателем, задаёшь накопившиеся вопросы и отрабатываешь их на практике. У студента остаётся присущая онлайну гибкость, и при этом в офлайне он не тратит время на прослушивание лекций, а задаёт конкретные вопросы и получает практический опыт работы. Эта связка и даёт ту самую эффективность, которая заключается в скорости обучения, лучшем усвоении информации и социализации (в онлайне её не всегда достаточно, несмотря на чаты и форумы). Социализация — это не только возможность задать вопрос, это ещё и знакомство с коллегами, а значит и выход на работодателей, заказы и сексуальных партнеров : )
Каким ты видишь образование в ближайшие годы? Как считаешь, смогут ли ВУЗы адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности или молодым ребятам сейчас лучше сразу забить на дипломы и после школы устроиться на стажировку?
Специальностей очень много и нельзя всех мерить одной линейкой. Есть профессии, которым действительно нужно учиться в университете, приобретать очень серьёзные фундаментальные знания, которые невозможно получить быстро, например, профессия врача. Хотя и там сейчас начинаются эксперименты с обучением, успешные примеры уже есть.
Но очень большая часть профессий, особенно профессий будущего, которые связаны с интернетом и технологиями в целом, можно освоить в новом формате обучения. ВУЗы стремятся к этому и иногда даже пробуют какие-то нововведения, но пока таких попыток еще очень мало. Не скажу наверняка, как это будет развиваться, но хотелось бы, чтобы остальные пошли по нашему пути. Система «Blended Learning», которую мы сейчас запускаем, — это инновация в профессиональном обучении, и когда мы изучим первые результаты, то начнём итерационно заниматься их улучшением.
У тебя есть мысли, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10 лет?
Не хочу скатываться в футурологию, поэтому отвечу коротко: всё, что можно автоматизировать, нужно исключать из поля зрения.
Что ты посоветуешь новичкам, которые хотят погрузится в профессию дизайнера интерфейсов? Какие первые шаги нужно предпринять?
Первым делом важно ответить себе на вопрос, твоё ли это. Ты должен любить анализировать информацию, исследовать, долго и нудно искать решения сложных и нетривиальных задач, а позже ещё креативить и делать красиво. Деньги платят хорошие, но это ни в коем случае не должно быть причиной выбора профессии.
Второй шаг — выбрать программу и пойти учиться. Зачем становиться самоучкой и совершать ошибки, которые можно было не совершать? Нужно просто брать опыт профессионалов, которые накапливали его 5-10 лет, и за вас уже наступили на все грабли.