Дизайн — это попытка улучшить то, что тебя окружает
— Как ты пришел в сферу веб-дизайна? Как познакомился со студией Func и стал арт-директором?
— Эта история начинается издалека. В школе я учился в химико-математическом классе и до 15 лет был уверен, что стану заниматься фармацевтикой. Потом узнал, что есть такой вуз ИТМО, в нем учился мой троюродный брат на кафедре графических технологий. Он и работал в сфере дизайна — визуализировал и рендерил стадионы к Чемпионату Европы по футболу 2012, который проходил в Польше и Украине. Я подумал: «Круто, классно, хочу так же» — и пошел на курсы в ИТМО. Перед поступлением узнал, что там есть ещё и программирование, и думал, что буду кодить как Нео из Матрицы. Но все мои мечты «кодить» разбились о Pascal.
Сначала я понятия не имел о вебе, не знал, что это такое. Я всегда много читал и мне нравились книжки, поэтому думал, что буду заниматься либо графическим дизайном, либо книжной вёрсткой. На третьем курсе университета появился первый личный комп с интернетом и понеслось: сёрфил всё, что можно, постоянно что-то искал-искал-искал. Параллельно у нас начался семестр, где был упор на веб-дизайн и я понял, что мне это нравится. На четвертом курсе мой преподаватель посоветовал меня в веб-студию, где я стал работать дизайнером.
Через некоторое время студия закрылась и я оказался без работы. До этого момента я 1,5 года не был в отпуске и решил, что две недели отдохну, а потом начну собирать портфолио. Как только об этом подумал, мне пришло сообщение на Behance: «Чувак, не ищешь ли ты работу?» Оказалось, что это Func. Я совсем не знал, кто они. Приехал на собеседование, познакомился с ребятами, они показали мне свои работы, я очень впечатлился тем, что они делают официальный сайт ФК «Зенит». В тот момент пришло понимание, что очень хочу здесь работать. Помню, что после того, как сделал тестовое задание, звонил почти каждый час и спрашивал, готовы ли они меня взять.
Как-то так я стал работать дизайнером в Func. Через полгода-год мне доверили общаться и взаимодействовать с клиентами, повысив до старшего дизайнера. Еще через некоторое время попался очень сложный проект, полную коммуникацию по которому постепенно переложили на меня, чтобы добиться максимально тесного взаимодействия клиент-исполнитель. Как только он закончился, мне сказали: «Чувак, ты готов быть арт-директором».
— Расскажи, в чем заключается работа арт-директора?
— Как правило, это участие в пресейлах, коммуникация с клиентами, сюда же входит задача следить за эмоциональным настроем в офисе, вдохновлять и мотивировать всех, кто работает рядом со мной. Поскольку нас мало, то остается очень много ручной работы. Практически на всех ключевых этапах проекта я работаю руками над сложными задачами. Это в том числе создание визуальной концепции, поддержание боевого духа моих дизайнеров и поиск ответов на все вопросы, которые возникают в ходе выполнения работ.
— Как происходит поиск новых специалистов? Сложно ли к вам попасть?
— Длительный период времени мы никого активно не искали, потому что сотрудники остаются с нами надолго. До определенного момента все, кто приходил, — это были те ребята, которых мы нашли сами и написали: «Ты нам нравишься, приходи на собеседование». Либо те, кого нам посоветовали знакомые.
Искать всегда очень сложно, мы это делаем по 2-3 месяца — это минимальное время, за которое нам удается кого-то найти. Поскольку сейчас я преподаю в Эпике, появилась возможность замечать клёвых ребят — предлагать сотрудничество и смотреть нравится/не нравится. Если сходимся в общем видении на мир и нам комфортно друг с другом взаимодействовать, то продолжаем работать. Самый забавный случай у нас был, когда нам написала девушка, что ищет работу, а мы увидели ее письмо спустя два месяца. Без особых надежд позвали её на собеседование, и хотя на тот момент она уже работала в другой компании, она все-таки пришла познакомиться, сдала тестовое задание и осталась с нами. Прошло два года, и она по-прежнему благополучно работает в Func.
Все тестовые задания — это реальные задачи, которые мы решаем на проектах. Как правило, мы даем какой-то кусочек прототипа, описываем общую механику происходящего на экране, просим нарисовать дизайн и, если есть желание, как-то улучшить общее взаимодействие с интерфейсом. Мы не хотим, чтобы дизайнер приходил и как художник раскрашивал прототипы. Приоритет всегда у тех дизайнеров, которые пытаются переосмыслить то, что уже сделано и предложить какую-то свою идею, увидеть наши ошибки и недочеты.
Начинающему дизайнеру необходима колоссальная трудоспособность, особенно на первых шагах в профессии.
— Какими навыками должен обладать человек, который хочет создавать качественные интерфейсы?
— Думаю нет каких-то суперспецифических навыков. Идея в том, что в вебе нужны навыки, которые сделают тебя успешным и в любой другой профессии. Если раньше сапиенсу нужно было выйти в поле, три часа метать копье, чтобы убить зверя и добиться успеха, то сейчас необходимо приезжать в офис в 9 утра, брать свое копье и кидать его до 9 вечера. Затем ехать домой и думать о том, как завтра еще эффективнее метать копье с 9 утра. Начинающему дизайнеру необходима колоссальная трудоспособность, особенно на первых шагах в профессии. В теории, через какое-то время можно будет не каждый вечер думать о том, как эффективнее кидать копье на работе с утра.
Второе — это пытливость и желание докапываться до всего. Необходимо быть как маленькие дети, которые задают много «почему?», чем больше таких «почему, почему, почему», тем лучше впоследствии станет получаться. Ты пытаешься разобраться и, докопавшись до истины, улучшаешь и видоизменяешь продукт, над которым работаешь.
И, конечно, нужна эмпатия. Важно постоянно понимать «боль» клиента, потому что он хочет, чтобы дизайнер как профессионал помог ему улучшить внутренние процессы. Не менее важно понимать «боль» пользователя, который сталкивается с конкретной проблемой каждый день, и ему нужно это решить.
Больше, на мой взгляд, не нужно каких-то специфических навыков.
— Какой самый интересный проект был в твоей практике?
— Мне интересен практически каждый проект, над которым я работаю, за исключением того, где нужна просто красивая картинка — это скучно. Самое интересное там, где абсолютно новая сфера, в которой ты ничего не понимаешь, и о которой ничего не знаешь.
Полгода назад был мой самый любимый проект — b2b компания, которая занимается продажей и поставкой огромных запчастей для разных механизмов. В этом виде бизнеса вообще ничего не понятно. При этом, изучая конкурентов, оказывается, что у всех всё на одинаково сложном и запутанном уровне: и коммуникация с конечными пользователями сложная, и схема взаимодействия, и внутренние бизнес-процессы. Когда мы пришли, нам дали техническую спецификацию на 160 листов. Первые три дня у меня ушло на то, чтобы прочитать документ, понять что от нас хотят и как устроен бизнес клиента. Еще три дня понадобилось на то, чтобы выделить карандашом ключевые механики системы. Вот это весело.
— И сколько времени уходит на реализацию такого сложного проекта?
— Здесь нужно разделять этапы. Разработка программного кода длится год, а проектирование, визуализация и подготовка артефактов для разработчиков меньше — мы справились за 4-5 месяцев.
Необходимо быть как маленькие дети, которые задают много «почему?», чем больше таких «почему, почему, почему», тем лучше впоследствии станет получаться.
— Можешь выделить самые явные тренды уходящего года в разработке сайтов и мобильных приложений? Что сейчас выигрывает?
— Вообще я не люблю тему трендов, потому что разработка, ориентированная на очень большие системы, занимает много времени. Календарный год часто не попадает в промежуток между стартом проекта и датой релиза. Компании клиентов большие, структура сложная, много внутренних согласований и модная фишка типа «переливающийся сложный градиент» пропадёт и будет выглядеть неуместно.
Есть глобальные тренды, от которых никуда не деться. Это увеличение количества трафика с мобильных устройств; видоизменяемость контента в зависимости от события, когда в один день популярное СМИ — это просто лента, в другой день происходит важное событие и вся страница на сайте должна полностью перевернуться под конкретный инфоповод. В связи с этим, система должна предоставлять редактором максимальную гибкость в работе.
Становится модным атомарный дизайн или разработка дизайн-систем. Большие сервисы, которые не связаны друг с другом, приходят к определенным единым стандартам. Например, у Сбербанка сайт выглядит по-своему, мобильное приложение по-своему, но они стараются связать всё это в единую экосистему. И это явный тренд, который сейчас двигается.
На мой взгляд, мы уходим от непонятного мира скевоморфов и попыток повторить реальный мир и движемся в сторону графического дизайна, например книжной и типографской вёрстки.
— А ты для себя выделяешь каких-то лидеров индустрии?
— Сложно сказать. Я не считаю, что дизайнеру интерфейсов нужно смотреть только на другие студии, которые работают в той же отрасли. Как правило, будет получаться максимально вторичный продукт. Есть студия Fantasy, которая очень крута, но это не значит, что стоит повторять каждую их идею. Есть Focus Lab, которые лично мне очень нравятся, но это опять же не говорит о том, что за ними нужно повторять один в один. Как я говорю на занятиях курса по UI-дизайну — нет ничего оригинального. Всё уже было рано или поздно придумано. Поэтому можно искать вдохновение в других отраслях, например, у графических дизайнеров и в их работах. На мой взгляд, Ян Чихольд делал очень крутые плакаты. Если брать из современников, то это Стефан Загмайстер — на мой взгляд, он самый рок-н-рольный и крутой дизайнер современности. У него есть клёвая работа AIGA Detroit, где он нацарапал афишу для мероприятия на собственном теле.
— Чем ты интересуешься помимо дизайна?
— Сложный вопрос. Я не считаю, что есть что-то вне дизайна. Так или иначе, дизайн — это попытка улучшить то, что тебя окружает. Если у себя на даче я делаю новые грядки — то это тоже дизайн процесс.
Я слушаю очень много музыки, смотрю много фильмов и читаю много книг. Мало куда хожу, потому что основное время уделяю чтению, просмотру и прослушиванию. Эти три процесса полностью влияют на мою работу, на то что и как я воспроизвожу. Я считаю, что из кинематографа и литературы профессионал в сфере веб-дизайна может почерпнуть гораздо больше, чем из специализированных книг.
— Какой последний фильм тебя впечатлил?
— Точно фильм «Прибытие» Вильнева. Любой из фильмов Рефна — я бы рекомендовал всем дизайнерам смотреть эти фильмы. Цвет и звук в его картинах передают гораздо больше сюжета, чем актеры, которые перемещаются в кадре. Из менее молодых фильмов — «Касабланка», он настолько инфантильно-наивный, что это хорошо. И мне очень нравятся старые слэшеры — «Хэллоуин», «Пятница 13», «Кошмар на улице Вязов», просто потому что это невероятно смешно, трогательно и мило. Более того, у всех слешеров есть единая психологическая и гендерная подоплека и ее научное обоснование. Это просто фантастика.
— А что вспомнишь из книг?
— Прямо сейчас я читаю «Sapiens: Краткая история человечества» и это очень крутая книга. Всем, кто что-то делает для людей, обязательно нужно её прочесть. Чтобы просто понять, что за 70 тыс. лет после когнитивной революции человек никак не изменился. Он как был охотником-собирателем, который искал на ветке финики, так и остался им. Только современный человек стал более глупенький, слабенький и менее выносливый, чем их пра- пра- прародитель. К этой же теме относится книга «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир». Эта книга про то, каким образом наш мозг влияет на подсознание и наоборот. Если брать художественную литературу, то последняя запомнившаяся книга — «Высотка».
— У тебя на все хватает времени?
— Я уже давно пытаюсь себя заставить прочитать что-нибудь про тайм-менеджмент и распределение времени, потому что есть внутреннее ощущение, что я катастрофически ничего не успеваю. Но пока могу дать только плохой совет: я мало сплю. 7 часов сна для меня праздник.
— Ты уже больше года работаешь в Эпике, как воспринимаешь проект лично для себя?
— Для меня это вызов, так как я привык сидеть в своём маленьком уютном мире и смотреть в монитор с 9:00 до 21:00, приходить домой и смотреть ещё 3 часа в монитор. Поэтому это вызов и попытка освежить и систематизировать знания в голове. Каждый раз, когда я прихожу на лекцию, в голове есть мысль, что в новой группе на первом занятии кто-то встанет и скажет: «Король голый, он врёт, он ничего не знает» и половина группы сразу же уйдёт.
Этот опыт для меня превратился в общение и коммуникацию с клёвыми людьми, у которых горят глаза, с которыми весело и интересно поболтать. Они абсолютные неофиты в дизайне, у них нет какого-то понимания своего «веба» или ещё чего-то. Они как свежая глина, из которой можно вылепить крутых сотрудников и специалистов, а не обожженные горшки, которые можно только бить и царапать.
— Что посоветуешь своим студентам и начинающим специалистам?
— Главное — напитываться опытом, формировать у себя определенную насмотренность и отрабатывать фильтр «хорошо-плохо». Начать можно с простого — кино, музыки и книги. И постепенно двигаться в веб-среду. Например, отводить себе сначала по полчаса в день, чтобы смотреть визуально хорошие работы, которые выигрывают премии. Потом тратить на это по часу в день, потом перестать смотреть на красивые сайты и начать смотреть на сайты, в которых сделано что-то интересное, связанное с упрощением жизни пользователя. И пытаться разобраться, почему это хорошо, красиво, гармонично и круто. Нужно просто развивать в себе умение задавать вопрос «почему?».